Breaking deadlock of democracy

Выход

из тупика демократии

И вход в параллельное общество

1 Эволюция (начало)

В далекую юную пору, движимый зудом деятельности и жаждой приключений, я долго и тщетно искал способы разрушения демократии - этого кулака насилия, облеченного в пушистую варежку обмана. Ибо она, как любая прочая власть, прочно стояла на моем мысленном пути человечества к свободе и счастью. Но увы. Те способы, что были действенны были недоступны, а те что были доступны - были смешны. Горькие теоретические неудачи остудили мою воспаленную голову и научили пониманию того простого факта, что демократия, в отличие от любой прочей власти - это полный тупик. Иллюзия выбора, создаваемая выборами, способна обмануть даже истинных адептов свободы, в то время как демократическое принуждение меньшинства большинством, а также наоброт, неизбежно порождает новых адептов принуждения - ответного. Говоря теоретически, выборы - даже выигранные неведомым чудом - ничего не дают! Ибо честные выборы - это, в сущности, легитимная революция, но революцией, даже легитимной, свободы не достигнешь. С другой стороны нелегитимными способами ее не достигнешь тем более. Всякое разрушение - будь то демонтаж государства или саботаж государства - лишь причиняет страдания. Для созидания этот подход не годится. Но если не разрушением, то как преодолевать демократию? Если не насилием, то как строить свободу? Можно конечно ждать пока демократия умрет сама и на ее месте родится свобода, но и этот путь подходит не всем молодым адептам и их поборникам.

В этот момент я осознал великую сущность рефор... то есть религ... эээ, простите, запутался. Дело в том, что после революционной контузии мне трудно дается математика, не говоря о письме. Позвольте мне далее, чтоб не запутаться, прибегнуть к изложению, помеченному строго возрастающими в обе стороны цифрами. Итак.

1.1 В этот момент я осознал великую сущность эволюции. Разрушение ничего не созидает, оно может лишь дать дорогу новому, когда это новое уже создано. Эволюция - зарождение нового в старом. Естественные зародыши правильного общеустройства должны сами прорасти в почве.

1.2 Эволюция общества - это борьба идей, будь то идея личной власти, общественного договора или военной коммуны. Стало быть каждый сторонник свободы должен ускорять эволюцию путем распространения идей свободы и пропагандой свободного образа жизни.

1.3 Но никакой сторонник свободы не может заниматься политикой, ибо политика - это принудительное навязывание другим чего-то там своего - законов, товаров или родственников. Даже если во власть попадут сторонники свободы, проводить свои идеи в жизнь им придется насильственно. Иными словами, ни с властью, ни с политикой нам не по пути.

1.4 Да и с идеями не все гладко. Этих идей у каждого полно, а вот научной теории правильного, истинно свободного общества нет и быть не может. Правильность ускорительных идей проверяется не формальными критериями фальсификации и опровергации, а практикой. Демократия же такой практики создать не может в силу собственной насильственной природы.

1.5 И тогда до меня дошло, что идеи, двигающие эволюцию общества - не научные, а этические. Создать новое общество означает создать его этику. Нормативность этики - вот в чем секрет! Свободе необходима максимально привлекательная и одновременно универсальная этика. Чтобы люди тянулись к ней, как подсолнухи к солнцу - т.е. обьективно!

1.6 Проводя нормативные идеи в жизнь, необходимо предоставить людям реальный выбор социальной практики. Фиктивную свободу, предоставляемую демократией надо заменить настоящей свободой выбора. И тогда из свободы родится свобода!

1.7 Возможность выбора социальной практики - это и есть эволюция, потому что надо растить ростки нового общества внутри старого, на основе старого и параллельно со старым.

1.8 Новая этика по самой своей природе не может одобрить насильственной деятельности - это не только неэтично, но и чревато ответным насилием. Сложнее с нелегальной. Новой социальной практики в подполье не создашь. Значит надо влиять на избирателей в целях ослабления законодательного насилия и легализации этики свободы.

Вот такие жизненные шаги я прошел. Оставайся я молодым, я б конечно эволюцией не соблазнился. Эволюция - штука бесконечная, выматывающая и мало влияющая на личное счастье, срочно необходимое сторонникам свободы. Увы! Теперь, став бухгалтером, поседев головой и окончательно остыв от революционной борьбы, я распространяю идеи свободы и этики, которые ускоряют эволюцию демократического общества без принуждения такового к таковому. Надеюсь мое пристрастие к цифрам не помешает молодым эволюционерам.

2 Этика свободы

2.1 К счастью для сторонников свободы, идея свободы - это идея этики. Свободный человек - это не анонимус-интернетус, скрывающий за крипто- и прокси- свои сомнительные делишки, это не вооруженный берданкой хуторянин, целящийся в каждого, кто нарушает границы его огорода, и это не заплывший жиром богатей, унижающий и покупающий всех вокруг. Один из них свободен пока не посадили, другой - пока не подстрелили, третий - пока не придушили. Кто же тогда свободный человек?

2.2 Свободный человек - это простой парень, открытый и честный, выполняющий свои обещания, зарабатывающий свои деньги и не покушающийся на право остальных жить так, как живут все честные члены общества - ради их общего блага. Эта довольно очевидная вещь, как ни странно, оказалась слишком сложна для подавляющего большинства сторонников "свободы", или вернее уже не свободы, а гормонально-рефлексивной волюшки-воли, сводящейся или к необходимости отнять и поделить, или к потребности присвоить и не отдавать, или к страсти подмять и нагнуть. Да-да! Для нынешних несознательных свободолюбов и вольнодумцев суть и ценность свободы заключается в возможности осуществить свою самую сокровенную дурь. Но не для нас.

2.3 В отличие от пламенных революционеров, для нас, бухгалтеров, метафизическая свобода-воля сама по себе не имеет конкретной социальной ценности. Такая свобода - необходимое условие для любой этики и, как и ее противоположность - насилие, может быть использована как на благо, так и во зло. Но если углубиться в логику цифр, то станет понятно, что общественная свобода в конечном итоге соответствует одной единственной этике, а именно этике публичного договора. Ибо как мы все знаем, свобода - это договор, договор - это доверие, а доверие - это этика. И потому идея свободы - это идея этики. Это те моральные нормы, на которые должны согласиться между собой стороны договора, чтобы стать наконец свободными. Но при этом следуя им из чистой этики. Таким образом этика подписантов становится необходимым условием для любой свободы в обществе.

2.4 Теперь поразмыслим о самой этике. Высшей ценностью всякого человека, недавно отпочковавшегося от гомо-сапиенса, как знает каждый такой человек, является человек. Но такая ценность не требует этики. Человек и без всякой морали сам для себя высшая ценность. Этика начинается там, где человек придает ценность другим. Разумный человек понимает, что свобода возможна только в коллективе, который обеспечивает как необходимые условия существования, так и гарантии процветания в будущем. Этика свободы, стало быть, задает нужный баланс между ценностью человека и ценностью коллектива, а исходная точка для этики свободного человека - честный и добровольный учет интересов других людей, каждый из которых является такой же стороной в общественном договоре, как и он сам. Поэтому, учитывая что договор есть противоположность насилию, можно предположить, что свободный человек, как минимум:

2.4.1 Не приемлет физическое насилие, в том числе опосредованное (угрозы, приказы, законы); сюда входит как индивидуальное насилие, так и коллективное, насилие власти и большинства (т.е. та самая демократия);
2.4.1.1 но конечно кроме случаев самозащиты, обороны и охраны.

2.4.2 Не приемлет тайное (обман, мошенничество, жульничество, воровство, присвоение), психологическое (шантаж, приставания, надоедание) и информационное насилие (искажение, насаждение, сокрытие, промывка мозгов);
2.4.2.1 но конечно он открыт только с теми и доверяет только тем, кто придерживается тех же принципов.

2.4.3 Не приемлет экономическое насилие (эксплуатация, вандализм, дармовщина, несправедливые преимущества); он признает, что:
2.4.3.1 изначально все ресурсы - общие;
2.4.3.2 собственность - это договор, допустимы любые виды собственности;
2.4.3.3 допустима только честная и открытая конкуренция.

2.4.4 Блюдет границу между личной и публичной сферами; право каждого вести себя в личной жизни так как ему нравится, в том числе:
2.4.4.1 следовать причудливым обычаям, традициям, верованиям;
2.4.4.2 обманывать жену, бить морды друзьям, наказывать детей;
2.4.4.3 раздавать деньги бедным родственникам или давиться своим богатством и вообще придерживаться  своеобразных семейных моральных принципов.

2.4.5 Но пресекает любые конфликты интересов между личным и общественным, в том числе:
2.4.5.1 коррупцию, сговор, взятки, откаты;
2.4.5.2 клановость, родственные и иные личные связи в публичных компаниях или структурах;
2.4.5.3 покрывательство;
2.4.5.4 чаевые, подачки, вознаграждения за "персональный" сервис.

2.4.6
Соответственно пп. 2.4.4 и 2.4.5 не приемлет моральное насилие (навязывание чувства вины и моральной ответственности, принуждение к всеобщей братской любви, к жертвам во имя "ближнего своего"), эмоциональное насилие (целенаправленное вызывание чувств жалости, стыда, соучастия), а также любые другие попытки распространения морали личных отношений на все общество.

2.4.7
. Распознает такого человека в том, кто имеет другие:
2.4.7.1 религиозные взгляды,
2.4.7.2 эстетические предпочтения,
2.4.7.3 сексуальные вкусы,
2.4.7.4 культурные пристрастия,
и способен сотрудничать с ним (доверять и договариваться), т.е. он не шизоид, не ксенофоб, не расист, но однако не обязательно и любитель беспредельной толерантности - особенно к тем, кто на нее не способен.

2.5 От свободного человека не требуется быть борцом, героем, трибуном или, не дай бог, святым. Не требуется любить весь мир, подставлять щеку и наступать себе на горло. Свободным может быть каждый из плоти и крови, было бы желание. Но конечно, настоящие герои - те, кто пострадает за эти идеалы - будут вечным примером для подражания, источником вдохновения и предметом личного культа.

2.6 Обрисованные умозрительные заповеди безусловно нуждаются в дальнейшем уточнении и одобрении сторонниками свободы путем публичного договора, однако отправная точка на сегодня безусловно такова.

2.7 Вот эта простая идея и лежит в основе того, как можно ускорить эволюцию. Но если кто решил, что я закончил, то он ошибается. Я только начинаю.

3 Этичное сообщество

3.1 Итак, переход от демократии куда-то в будущее непременно идет путем этики. Этика - это нормы взаимоотношений, а значит любая этика требует коллектива индивидов, разделяющих сходные правила и принципы. Те самые, что прописаны в договоре. Т.е. к счастью для сторонников свободы, идея этики - это идея сообщества. Отсюда вытекает.

3.1.1 Сторонникам свободы надо осознать свою истинную идентичность - честного и порядочного человека.
3.1.2 Им надо найти других порядочных людей.
3.1.3 Им надо обьединиться.

3.2 Обратите внимание, я не говорю о том, что надо искать других сторонников "свободы". Вне договора, у всех свое понимание свободы. Требуется только одно - этичность, порядочность, осознание принадлежности не к маргиналам, а к нравственной элите общества, к лучшим. К тем, кто зовет и ведет за собой. К тем, кто способен подписать подобный договор.

3.3 Теперь еще раз, зачем нужно обьединяться?

3.3.1 Как сказано - для этики. Этика не живет сама по себе. Порядочный человек не сохранит душу в чистоте среди воров, мошенников или любителей социальной халявы за его счет. Таким образом, обьединение - необходимое условие для поддержания общей морали. Это одновременно и констатация реальности, и декларация намерений стимулирующая дальнейшую моральную практику. Но есть и еще причины.
3.3.2 Общение сторонников свободы позволит кристаллизовать и рафинировать этику, найти наиболее корректные формулы, придать ей совершенство. Эта деятельность не будет моральным принуждением поскольку совершенствование основывается на общих принципах и достигается путем общей дискуссии и поиска в рамках этики договора.
3.3.3 Обьединение приносит персональную пользу. Порядочным людям нужно общаться не только интеллектуально, но и экономически. Осознание порядочности партнера укрепляет доверие, рождает уверенность и снижает издержки. Сообществу присущ "моральный капитал", помогающий выжить среди повального насилия.
3.3.4 Поэтому порядочные люди обьективно организуют очаги дальнейшего роста свободы - они повышают качество своей публичной сферы и тем привлекают сторонников, обеспечивая дальнейший успех дела общей свободы. Они создают пример нового общества внутри старого.
3.3.5 Но только полноценное и полнокровное обьединение способно создать реально работающий образец социальной практики и тем придать ускорение эволюции. А значит члены Сообщества стремятся к максимальной независимости от существующей системы - и экономической, и культурной, и любой иной - подчиняя этике все новые и новые области жизни, организуя в них этичные отношения, поднимая уровень Сообщества выше и выше - и структурно, и обьемно.

3.4 При чем тут опять упоминание о публичной сфере? Сообщество порядочных людей - это не личные отношения, это не семья, коллектив друзей или кружок "ловкие руки". Это та сфера, где взаимодействуют незнакомые люди и где правят законы личного, хоть и нацеленного на общий, успеха. Это очень важный факт. Сообщество не состоит из сообщников. Это не тайная организация, где все клянутся кровью на библии и здоровьем своей пожилой мамы. Это не орден борцов с режимом и не касса взаимопомощи. Это - прообраз будущей публичной сферы всего общества и значит Сообщество противоположно по смыслу закрытому клубу. Соответственно, этика свободы ограничивается только публичной сферой. Но сами личные отношения никуда не деваются, они просто существуют в другой плоскости со своей особой, плоско-сферической моралью.

3.5 Скептически настроенный, идеалистично воспитанный, но практично мыслящий поборник свободы может захотеть усомниться в реальной пользе сообщества. И он будет прав - ни этика, ни свобода не выгодны. Насилие и непорядочность всегда будут выгоднее. Поэтому, помимо практических, есть смысл еще раз продумать теоретические причины обьединения.
3.5.1 Человек не может быть свободным в одиночку. Выбрав свободу и отказавшись от принуждения, он не станет свободным, потому что он забыл о других людях, которые вполне могут воспользоваться его "свободой".
3.5.2 Люди не смогут учредить свободу только разговорами о высоких идеалах и убеждением других, рациональным или эмоциональным. В мире насилия мало кто хочет отказываться от принуждения во имя абстракций. Этичное сообщество дает реальный выбор и обеспечивает условия для зарождения свободы.
3.5.3 Распространением своих идей нынешние проповедники свободы на самом деле пытаются неявно учредить общественный договор - иначе бы они не писали книги, не выступали по радио и не снимались в кино. Но публичная, ненасильственная этика не появляется от призывов. Свободе необходимо явное согласие, т.е. живые люди и живое сообщество. В конце концов любые социальные преобразования начинаются с заговора.
3.5.4 Вступая в сообщество, люди символически принимают новый социальный договор, который иначе никак не может быть институциализирован. Этим они делегитимизируют государственную власть и явным образом декларируют свое намерение выйти из под нее. Сообщество делает каждого вступившего формально свободным, потому что есть другие люди, кто признает его свободу.
3.5.5 Договор о свободе не может ограничиться только узко понимаемым отказом от насилия. Необходим отказ от любого вида принуждения, иначе договор быстро станет нелегитимным и не будет соблюдаться - один вид принуждения рано или поздно приведет к другому, ибо нельзя быть свободным наполовину. Но полный отказ от принуждения возможен только в обществе и только в неличной сфере, свобода - это когда можно доверять незнакомому. Сообщество - единственный путь к подобному состоянию общества.

3.6 Успех и процветание Сообщества - общая цель всех его членов. Успех доказывает правоту идеи и гарантирует победу в эволюции, а значит - и будущее каждого участника Сообщества, его детей и идей. Эта общая цель, однако, не требует обязательных жертв, ограничений прав, руководящей и направляющей "общественной совести" и т.п. принуждения. Эта цель лежит в области морали, в сердце каждого участника, в отличие от лежащих в его желудке сугубо личных, корыстных целей, ориентированных на выгоду за счет всех остальных.

4 Прочие этики

4.1 Использование этики для улучшения общества, равно как и попытки выставить ее носителей в качестве лучших, избранных, передовых, правоверных и т.п., конечно не новы. Поэтому для агитации-пропаганды ускоряющей эволюционной идеи важно:

4.1.1 отличать этику свободы от прочих, реакционных этик;
4.1.2 обьяснять и распространять понимание их недостатков.

4.2 К счастью для сторонников свободы, наши этические соперники откровенно беспомощны (но к сожалению неэтичные и только теоретически). Их можно сгрудить в три с половиной куч.

4.2.1 Этика насилия (утилитаризм)
Всякая власть морально оправдывает свое существование благом, которое она приносит подданным. Более того, она внушает, что без нее - никуда. Ибо, как известно, рациональный гражданин всегда стремится проехать без билета - только принуждение способно поставить каждого в наивыгоднейшее для всех положение. Однако власть всегда видит это благо со своей субьективной эгоистичной колокольни, в результате чего неизбежно расхождение с чаяниями пассажирских масс. В крайних формах утилитаризма, например при коммунизме, расхождение может доходить до настоящего безумия. В случае умеренного утилитаризма, общее благо декларируемое в момент фиктивного договора с массой (выборов) так или иначе не совпадает с последующим результатом, что вызывает разочарование избирателей и утрату легитимности власти к следующему моменту выборов. Ложь утилитаризма образует бесконечный "демократический цикл". Оправдание насилия не может привести к улучшению общества. Истинное общее благо возможно только в результате открытого коллективного договора, невозможного без этики свободы. Сторонники лжи и политики должны прилагать их только к своим единомышленникам - рациональным дармоедам. У них нет морального права принуждать к этому людей с совестью.

4.2.2 Этика жертвы/долга (религия, деонтология)
В отличие от утилитаризма, в религии принуждение к жертве осуществляется не ложью общего блага, а путем морального давления и иррациональной апелляции к непостигаемой высшей сущности или ее заменителей (бог, моральный императив, добродетель, права человека, социальная справедливость, светлое будущее и т.д.), обычно подкрепляемой авторитетной иерархией земных наместников. Уже в силу этих трех качеств религия уступает этике свободы, где этичное поведение является результатом свободного и осознанного выбора самого носителя морали. Исторически религия была первой этической попыткой улучшить и организовать общество. В те древние времена не существовало четкого понимания различий между личной и публичной сферами, в результате чего все религии смешивают этику личных отношений с этикой публичной жизни ("моральный конфуз"). Это еще одна причина, почему в наше время религия не может претендовать на этическую модернизацию общества, ее роль в лучшем случае ограничивается личными отношениями - паствой, общиной, семьей. В публичной сфере этика жертвы неуместна и приводит к лицемерию. Также в силу древности и иррациональности, религиозные моральные нормы подкрепляются причудливыми конфессиональными канонами или метафизическими теориями, что приводит к ригидности, не отвечающей требованиям бурного эволюционного развития.

4.2.3 Этика эгоизма (обьективизм, контрактарианство)
Как ни удивительно сочетание слов "этика" и "эгоизм", данное течение этики реально появилось на свет. Обьективизм пытался обьяснить этику свободного общества эгоистической потребностью в выгоде. Но он разумеется был бессилен это сделать, и тем нанес определенный ущерб нашему эволюционному делу. Правдивость и честность не обьясняются эгоизмом, рациональным или нет. Честная кооперация безусловно выгодна, но еще выгоднее нечестная, что доказывается обыкновенной реальностью. Да и с точки зрения чистой теории, отказ от насилия невыгоден, а если и выгоден, то не возможен - даже "сдержанный максимизатор" не может доверять партнеру, потому что временные и прочие предпочтения того лежат вне его рационального понимания. В отличие от рационального эгоизма, этика свободы дополняет личную выгоду разумным, ответственным и сознательным учетом выгоды партнера, высшим чувством общности и единения. Только это делает возможным взаимное доверие и вытекающее моральное общественное поведение. Доверие на основе этики сводит воедино свою и чужую выгоду в точку, где появляется реальное "общее" благо, где совпадают эгоизм и альтруизм. Соединяя личное и коллективное, этика свободы гарантирует долговременный успех и личности, и коллектива, невозможный в обществе чистого, контрактного или рационального эгоизма, какими бы "обьективными" причинами его не оправдывать.

4.2.4 Этика "свободы" (либертарианство)
Следует также отметить наших самонадеянных конкурентов, пытавшихся оправдать свободу религиозно-деонтологическими или квази-логическими изысканиями (само-владение, принцип неагрессии), и конечно потерпевших впечатляющий провал. Как свобода в качестве абсолютного блага, так агрессивное насилие в качестве абсолютного зла, никак не подходят на моральные нормы, а тем более моральные идеалы. Свобода бессердечна и жестока, а насилие оправдано для предотвращения зла. Не говоря уж о том, что этика публичной сферы в принципе чужда всякой деонтологии. Формальная же логика вообще неприменима к людям. Ну как человек может "владеть" собой, если его атомы, молекулы и все прочее живет своей, независимой от него, богатой внутренней жизнью?! Еще неизвестно кто кем владеет - человек телом или тело человеком! Как учит нас этика свободы (без кавычек) в вышеприведенном п 2.4.3.2, любая собственность - не более (но и не менее), чем договор между людьми.

4.2.5 Этика контракта
Имеется также некоторая конфузия относительно узурпированного контрактуалистами, контрактарианистами, контрактарианцами и независимыми контракторами понятия договора. Надо всегда помнить, что договор договору - рознь. Договор, как эквивалент свободы - это особый вид договора. Его заключают подневольные, аморальные существа, неспособные ни к каким договорам, и они не преследуют никакие свои интересы, как делается при заключении прочих договоров, ни даже чужие или общие. Наш договор - воплощение свободы и отрицание насилия. И сам договор свободы, и каждый подписавший его создают себя из небытия детерминизма просто потому, что у них нет другого выхода - они должны быть свободны! И именно поэтому они верны ему - т.е. проявляют этичность, которая также возникает вместе с договором. И заключая, и соблюдая соглашение, они опираются на обьективную этику, которая делает договор и свободу возможными.

Парадоксальность нашего договора не должна нас смущать. Конечно, не существует резкой черты, когда появляется свобода - как и черты, когда появляется жизнь. И тем не менее наш договор - не фантазия. Мы живем в мире насилия, но мы уже созрели стать людьми, этичными и свободными. И заключая договор, мы просто фиксируем этот факт. Что касается наших многочисленных конкурентов, то нас обьединяет только название. Наш договор реальный, а не гипотетический, он основан на обьективной этике, а не на моральных костылях рационального индивида, и наш консенсус имеет твердую опору - отказ от всякого насилия.

4.3 Этика свободы является минимальной общей платформой, обьединяющей разные представления о свободе и справедливости, носители которых нацеливаются на построение публичной сферы нового общества. Этика свободы допускает свободу в поиске путей к свободе. При общем этическом базисе конкретные предпочтения (традиционные, идеологические или религиозные), приводящие к разным системам общественных благ не имеют значения. Становится возможной практическая реализация истинного общественного договора - то, о чем писатели мечтали с момента появления письменности. И тогда этика спустится с умозрительных философских высот в реальную жизнь, потому что источник этических норм - не моральные абсолюты, вера или логика, а консенсус живых, свободных людей.

5 Практическая реализация

5.1 На первом этапе вовсе не требуется, чтобы все сообщники сьехались в одну область "Нью Эдем" и захватили ее, железной рукой установив свои порядки. Достаточно создать виртуальную организацию. К счастью для сторонников свободы, в наше время технически это не очень сложно. Все, что требуется - независимая от властей сеть и система электронных сертификатов доверия (PKI), достаточно защищенная, чтобы исключить возможности взлома и компрометации данных. Каждый член Сообщества будет иметь свой узел в системе.

5.2 Поскольку этика и доверие - главные ценности системы в условиях тотального насилия и лжи, имеет смысл корневые сертификаты вручить людям с известной и безупречной репутацией, а прием новых членов производить по рекомендациям. Но несмотря на технически иерархическую систему сертификатов и уровни членства, реальные отношения в Сообществе абсолютно свободны (P2P). Известные люди служат лишь в качестве моральных авторитетов, бесплатно работающих на общую идею. Возможные правила приема:

5.2.1 Не менее двух рекомендаций,
5.2.2 Запрет на рекомендации родственникам,
5.2.3 Запрет на рекомендации начальству и прочие ситуации зависимости,
5.2.4 Уровни членства (доверия) - предварительный, полный.

5.3 Люди, запятнавшие себя, могут изгоняться, подвешиваться в состоянии "исправления", или прощаться, если они оправдают свой поступок давлением режима, происками власти и т.п. В конце концов даже порядочные люди пока живут в условиях насилия, поэтому обьективно возможны нравственные срывы. В частности, сложной является ситуация службы в силовых структурах. Можно надеяться, что таковые члены Сообщества будут высоко нести нравственные идеалы и не позволять себе противоправных действий. Однако, чтобы не разрушить общее доверие, все случаи срывов следует учитывать и в дальнейшем принимать во внимание.

5.4 Является ли изгнание из коллектива насилием? Было бы странно услышать "нет", но это именно так. К этике нельзя принудить. Исключение - признание факта обмана при вступлении в сообщество. Или факта возвращения в состояние раба, к которому понятие "свобода" неприменимо. В противовес крайнему индивидуализму, в этике свободы коллектив тоже имеет "права", хоть при этом и не является их субьектом. Коллектив вправе подвергать остракизму членов, нарушающих принятые в коллективе этические нормы. Для этого не требуется орган "моральной власти" - достаточно, что сами члены коллектива видят нарушение, осуждают его и перестают считать отступника своим соратником, сотрудником или соучастником. Отказ в доверии - вот что такое "право" коллектива. Отказ технически оформляется как отзыв сертификата, необходимого для статуса участника Сообщества. Люди, выдавшие сертификат заинтересованы в его отзыве, иначе тень падает на них самих. Альтернатива - виновные сами покидают сообщество, поскольку никто с ними больше не сотрудничает. Никто никого не заставляет. Этика - это не принуждение, это внутренняя потребность. Исключение - тот единственный механизм, который делает возможным организацию общества без принуждения, только на основе этики. Каждый член коллектива также вправе не согласиться с общим мнением, выйти и организовать свой новый коллектив - с более правильными нормами. Добровольные действия участников, открыто обсуждающих и согласующих свои позиции - вот что такое субьект и реализация права коллектива. И конечно каждый участник имеет полное право оказывать доверие не членам Сообщества - но на свой страх и риск.

5.5 Бытие в условиях насилия неизбежно ставит вопрос о границах допустимого отхода от этических принципов. Думаю этика свободного человека будет в качестве временной меры допускать:

5.5.1 деятельность, этически сомнительную (в известных пределах), но осуществляемую под принуждением, от которого нельзя уклониться;
5.5.2 деятельность этичную, но обьявленную нелегальной государственным "законом".

Уточнения будут постоянно. Вероятно участники будут непрерывно обсуждать и искать единые этические нормы.

5.6 Укрепление этики неотделимо от автономии свободных людей от неэтичного окружения, которое вполне может оказаться враждебным. И хотя этика не призывает к борьбе, неизбежны конфликты этики с неэтикой, а значит и членов с нечленами. Только Сообщество способно оказать поддержку - и моральную, и материальную. Доверие позволит быстро проводить финансовые средства вне официальных институтов, а взаимный интерес - породить собственные, независимые от государства информационные потоки, усугубляющие моральное превосходство, воспитывающие людей и привлекающие честных, любознательных граждан.

5.7 Сообщники заинтересованы в расширении Сообщества, поиске и обьединении с другими аналогичными сообществами. Быть порядочным - это не только хорошо, красиво и правильно. Это еще и полезно. Польза проистекает не только из оптимизации деловых транзакций, но и из уверенности в светлом будущем и личном воодушевлении от нравственности своих действий. Расширение Сообщества делает его еще более прочным и полезным. Но польза - не самоцель. Порядочные люди обьединяются не для того, что бы отделиться от остальных, а чтобы оказать влияние на остальных, указать им путь, перевоспитать и в итоге привлечь в свои ряды. Не будем забывать, что конечная цель - улучшить все общество.

5.8 Поэтому сообщники не только общаются, ведут бизнес, подбирают сотрудников и т.п. среди таких же порядочных людей, но и ищут сторонников, особенно в сферах правосудия, охраны порядка и бизнеса. Они расширяют систему, делают ее максимально действенной и самодостаточной. Они помогают посторонним людям осознать свою порядочность и принадлежность к лучшим. Они агитируют и пропагандируют. А по мере расширении системы будет становиться все более реальным массовый переезд в компактные районы проживания, что облегчит контакты и будущую экономическую деятельность, создаст условия для наглядной демонстрации преимуществ свободного общества.

6 Квази деньги

6.1 Когда размеры системы вырастут настолько, что она станет экономически значима, настанет следующий этап - прямая экономическая деятельность. Возможно, такая деятельность вызовет дополнительное внимание власти, поэтому важно оставаться в рамках закона насколько это возможно. Однако скорее всего, это не удастся. В данном случае Сообщество вступает в экономическую борьбу с властью, которая в принципе ничем не отличается от любой другой борьбы - противодействие власти требует не этики, а героической морали. Поэтому этот и последующие этапы требуют дополнительного обсуждения, оценки условий их выполнимости и вероятности успеха, и отдельного общего соглашения. Отдельно следует предпринять меры по защите коммуникаций Сообщества от возможного наблюдения извне.

6.2 Прежде всего необходимо ввести свои деньги. Однако в условиях внешнего насилия это нереально. К счастью для сторонников свободы, деньги - всего лишь инструменты доверия, т.е. опять таки этики! Поэтому на первом этапе можно ввести промежуточные инструменты обмена - нечто среднее между чистым доверием и внешним насилием. Назовем их кредитные жетоны. Что это такое? Это долговые расписки, позволяющие обмениваться ценностями (т.е. товарами и услугами) в долг, на веру. Кредитные жетоны (КЖ) обеспечиваются государственными деньгами, которые каждый участник, желающий такового обмена, вносит в общую кассу. Сообщество выбирает ответственный орган, назовем его ТЦ, который регистрирует в государственных органах бесприбыльную организацию, открывает счет в банке и кладет туда собранные деньги. Никакой другой внешней экономической деятельности организация не ведет, а с процентов, набегающих на счете, исправно платит налоги.

6.3 Каждый участник системы получает КЖ согласно внесенной сумме. Далее он может производить обмены, рассчитываясь в КЖ как в обычных деньгах (или целиком в кредит, если его уровень допускает это). Разве что чисто электронных - печатать векселя нам ни к чему, КЖ существуют только виртуально. Плата за содержание системы будет изыматься из набегающих на общем счете процентов, а что останется будет распределяться соответственно остаткам на счетах участников. Тот, у кого счет оказался отрицательным, сам будет облагаться процентом. Участники также могут докладывать новые суммы или изымать свои из общей кассы.

6.4 С точки зрения государства, внутри компании происходит безденежный или бартерный обмен (взаимный кредит), который злобная власть обьявит незаконным. Однако, суть каждой сделки известна только ее непосредственным участникам, а оплата государственных налогов будет осуществляться в соответствии с принятыми в сообществе правилами. Следует заметить, что Сообщество можно квалифицировать как благотворительную или религиозную организацию, культ или коммуну. Как ни забавно, все эти определения отвечают сути Сообщества, как новой форме организации людей на основе этических идеалов.

6.5 Деньги сообщества похожи на локальные валюты и деньги обменных систем (LETS), но полностью обеспеченны реальной ценностью, которая хранится в неприкосновенности. Наличие реального обеспечения служит не столько целям доверия, сколько базой для последующего перехода к реальным деньгам. Без такого обеспечения, наш КЖ был бы все той же государственной валютой, да еще и напрямую увеличивающий ее обьем, а значит и инфляцию. В качестве обеспечения КЖ можно также использовать постороннюю валюту или корзину валют. Чем разнообразнее обеспечение, тем менее зависимы участники от состояния государственной экономики.

6.6 КЖ разумеется не являются деньгами в смысле частных, т.е. безгосударственных денег, поскольку они:

6.6.1 обеспечены реальной валютой,
6.6.2 процент по счетам отражает реальный,
6.6.3 цены выраженные в КЖ, привязаны к государственному рынку.

6.7 Этично ли пользоваться государственными деньгами? Конечно, потому что это вынужденная мера - государство принуждает к использованию его денег, ввести свою валюту в таких условиях невозможно. Однако по мере роста системы, КЖ станут все более независимы от государственной экономики. Когда внутренний рынок сообщества станет достаточно автономным, курс КЖ может быть отвязан от нее, а ТЦ начнет управлять обьемом КЖ в зависимости от роста экономики сообщества и на общее благо.

7 Развитие Сообщества

7.1 Бурная жизнь Сообщества рано или позно поставит перед ним ряд вопросов, решение которых станет его, а к счастью и всего общества, новой эволюционной ступенью.

7.1.1 Экономическая деятельность в рамках Сообщества будет основана, как и само Сообщество, на этике - честность, прозрачность и безупречные репутации будут нормой. Преимущество такого рынка по сравнению с государственным и олигархическим принуждением очевидна. Начнется "переезд" в Сообщество реальных компаний, особенно мало или совсем не зависящих от государства. Следом двинутся транснациональные корпорации, которые, разумеется, будут отвергаться как инструменты экономического насилия. Будут разработаны правила определения и учета разнообразных типов собственности. Участники смогут организовать производство товаров, услуг и идей, осуществлять социальные реформы, поддержку культуры и общественной жизни. Формальное регулирование экономической деятельности или отсутствие такового они выберут сами.

7.1.2 Неизбежные разногласия по контрактам и по жизни потребуют создания третейского, мирового и прочих судов, что послужит основой новой судебной системы. Можно надеяться, что это будет система свободных конкурентных судов с новым, общим и прецедентным правом, хоть и основанном частично на существующем. Не надо же все время изобретать велосипед! Достаточно будет только проверить его этичность. Люди, изгнанные из Сообщества, вправе получить свои деньги назад, если их деятельность не нанесла никому ущерб.

7.1.3 Другим важным аспектом будет функция охраны порядка, безопасности и защиты от насилия. Последнее проникнет в Сообщество как извне, так и из сферы личных отношений, которая принципиально не формализуется. Вероятно в рамках Сообщества возникнут агентства безопасности, будет разработан кодекс их поведения и, возможно, создана комиссия по контролю над ними. Можно надеяться, что с учетом высокой этики участников, владения оружием не потребуется. Особенно, если борьба с государством не перейдет в горячую фазу.

7.1.4 Отдельным пунктом следует остановиться на праве наследования. Поскольку наследование является краеугольным столпом любой системы власти, постоянным источником несправедливости и крайним случаем смешения личной и публичной сфер, хочется надеяться, что участники проявят благоразумие и найдут способы отказаться от него. Деньги, оставшиеся после смерти участника системы, могут использоваться для блага Сообщества. Тем более, что по мере его роста, возможны правовые конфликты с государством, например по вопросам права собственности на недвижимость. Сообщество неизбежно будет иметь свой реестр недвижимости, не совпадающий с государственным.

7.1.5 Наверняка найдутся люди, желающие принести пользу Сообществу не только своей смертью. И хотя этика свободы ни в коем случае не принуждает к таковому, она не может это и запретить. Благотворительность, пожертвования в какие-нибудь общие кассы, волонтерство и филантропия безусловно будут способствовать единению коллектива, повышению его морального духа и улучшению перспектив победы в условиях противостояния с отживающим социальным организмом. Сообщество найдет способы отблагодарить или еще как-то отметить вклад своих членов в общее дело. Можно предположить, что хотя свободные люди наверняка окажутся участливее и щедрее своих порабощенных государством собратьев, их помощь будет распространяться по личным каналам не затрагивающим работы публичных институтов.

7.2 Правила Сообщества, каковы бы они ни оказались, будут основаны только на консенсусе участников и общем понимании этики, а не на интересах большинства, меньшинства или любого, кто смог отлить их в букву закона. Живой творческой практикой Сообщество в конце концов найдет способы решить все возникающие проблемы. Если же участники не смогут найти общего языка, они всегда смогут разделиться и организовать свои новые Сообщества, не менее этичные, но более, по их мнению, правильные. Например, могут появиться либертарианские или коммунистические сообщества. И даже сообщества со своими демократическими (домократическими?) правительствами!

7.3 Эволюция возможна только если новое растет само, а не требует каждый раз переделки старого. Потому особое внимание должно быть уделено воспитанию подрастающего поколения. Хотя несомненно дело это целиком попадает в личную сферу, важно иметь руководства для помощи родителям. Причем уже на первых этапах. Без молодежи дело свободы обречено, молодежь - наша единственная надежда! Ибо этика, если она не впитана с молоком матери как противная природе гомо-сапиенса, требует слишком много усилий.

8 Эволюция (конец)

Сообщества с разными способами внутренней организации вполне смогут жить бок о бок, мирно доказывая и себе, и соседям свои преимущества. Люди смогут реально выбирать, как им жить - не избирая власть, а выбирая свободу по своему вкусу. Наступит период, когда сообщества будут не просто существовать параллельно с государством. Они будут конкурировать за умы и сердца, точно как это происходит в природе - там, где по догадкам ученых, происходит эволюция. И в результате этой природной эволюции будет по крайней мере один проигравший - государство. Оно конечно будет сопротивляться, но сила против правды бесполезна. Она может победить на коротком отрезке, но правда обязательно вернется и победит. В этом нас убеждает вся человеческая история. А также герои экрана.

Возможно, кроме государства, проиграют и другие сообщества - какие-нибудь экзотические марксисты-ленинисты. Возможно, рано или поздно выживет одно единственное Сообщество, которое устроит большинство сторонников свободы и докажет свою эффективность. Результат нельзя предугадать, в него можно только верить.

Те, кто доживет, смогут воочию убедиться в этом. Они увидят, как сначала сообщества поглотят самых лучших, самых способных и самых активных. Они охватят все уровни и переманят к себе критическую массу людей - те выдающиеся 10-20%, которые морально и культурно формируют любое общество. После этого государства фактически больше не будет. Оно отомрет естественной смертью, потому что рядом будет нечто лучшее. Произойдет эволюционный качественный скачок. Сообщества начнут призывать в свои ряды обывателей, а также людей без морали и принципов. На этом этапе сообщества смогут доказать свою прочность с учетом "балласта" - людей не слишком этичных. Сообщество, которое было эффективно, пока в нем состояли только лучшие, вполне может оказаться нежизнеспособным, будучи наполнено реальными людьми. Однако непременно выживут действительно "правильно" организованные сообщества - те, где этические основания сочетаются с организационными механизмами сохранения этих оснований в неприкосновенности.

Это очевидно потребует кодификации этики и введения ее в правовое поле, поскольку исключение из сообществ теперь будет невозможно или затруднено. Собственно, именно такие сообщества и будут способны к расширению, которое далее будет происходить свободно и естественно благодаря верности внутренних организационных принципов, а не как сейчас - благодаря наделению кого попало принудительными и принуждающими "правами". Превращение этики в закон выглядит как появление морального принуждения. Однако, как мы знаем, принуждение к свободе - на самом деле освобождение. Тем более, что большая и лучшая часть этого принуждения будет осуществляться еще до того - в семье путем воспитания, и только по мере необходимости дополняться в обществе путем наказательной евгеники.

Смерть государства поставит вопрос территориального размежевания между сообществами, которое может произойти путем обменов территорией. Но в принципе ничто не мешает одним людям вступать в разные сообщества, а некоторым сообществам вообще оставаться виртуальными. Оставим решать все это эволюции.

На последнем этапе сообщества, или уже общества, перейдут к прямому обмену остающихся у участников денег на КЖ, а последние обьявят новой валютой, обеспеченной только доверием и авторитетом коллектива. Между сообществами начнется реальный экспорт-импорт и дальнейшая эволюция развернется во всю свою безудержную мощь. Можно также надеяться, что благодаря воспитательным и евгеническим усилиям к этому моменту этика даже самых рядовых обывателей существенно улучшится, а адепты насилия исчезнут как вид.

*

Будучи в душе бухгалтером, я не мог не подсчитать, сколько времени и сил нам понадобится на эту эволюцию. К сожалению с силами у меня ничего не вышло, а вот со временем - без проблем. Получилось не так много - 14,7 тыс лет. Конечно такой короткий срок скорее тянет на революцию, но это не страшно.

Не желая терять ни минуты, я честно разослал эту стратегию во все концы интернета. И все концы дружно отказались от моих предложений сославшись на то, что у них и без меня достаточно идей, но недостаточно денег. Взносы - вот что интересует борцов за свободу! Не подлежит сомнению, что пожертвование на дело революции не менее важно, чем само дело революции. А может и более. Но как бухгалтер, я деньги научился считать профессионально. И ничего не дал. Потому и стратегия моя осталась невостребована. А точно рассчитанный срок окончательной победы начал катастрофически быстро срываться.

Так что пусть стратегия лежит тут - тут она никому не помешает, ни революции, ни заработку. А вы, молодые да горячие, да решающие делать жизнь с кого, блуждая по просторам интернета обратите внимание - если где-то обнаружится революционный борец за свободу, то немного ниже гарантированно обнаружится карман с надписью "Пожертвовать деньги борцу". И тогда решайте, может вместо чтения, или не дай бог реализации стратегий, надежнее выкупить путь к свободе и спокойствие собственной совести за символическую плату?


(Отсчет эволюции идет с: 2011 г.)

Готовы к жертвам? Тогда смелее

© OFF, ТанцорOFF