Этика для Детей

Этика

для Детей

Как все устроено?

С древних времен считается, что основа философии - метафизика, учение о том, как все устроено в этом мире. Потом идут учения о сознании, познании и прочей мутологии. Мне представляется этот подход ребяческим. Да, детям хочется узнать - а как оно устроено? Но взрослый, умудренный горьким опытом, сначала спросит - а откуда мы это знаем? Или, почему это кажется нам истиной? То есть от метафизики он двинется куда-то к эпистемологии. И уже раздумывая над этом, следующим вопросом, умудренный опытом сообразит, что истины не понять, пока не ответишь на последний, а точнее первый вопрос - а зачем? А зачем это надо знать? И он, дети, прав!

Что важнее в философии?

Детям такое в голову не приходит, потому что ими движет любопытство. Но что движет любопытством? Любопытством движет этика. Это она толкает нас к познанию, к накоплению мыслей, к деятельности. И вопрос "зачем" надо задавать ей. Так давайте же не будем детьми и спросим этику - скажи этика, зачем нам надо знать о том, как устроен этот мир? И пока этика размышляет, давайте умаслим ее тем, что признаем - это именно она, молчаливая, главная среди своих сестер - онтологий, аксиологий и прочих филологий. И тогда этика ответит - нам надо знать как устроен мир для того, чтобы изменить его. И не просто изменить, а сделать лучше.

Что такое "лучше"?

Но как лучше? Что значит - лучше? Для кого лучше? Много вопросов возникает к этике и все они важные, куда более важные, чем то, как устроен этот мир. Ибо, как бы он не был устроен, пока мы не поймем чего мы хотим, нам нет никакого смысла в нем разбираться. И раз уж этика нас понукает и подгоняет, ее жарких обьятий нам не избежать. Никто кроме нее нам не поможет. Так что оставим холодные монологии и тепло побеседуем с этикой. Ибо можем ли мы не оправдать ее доверие? Можем ли мы отказаться от ее задачи - преобразования мира? Нет, не можем. Значит, вперед - задавать ей глупые, но важные вопросы.

Что такое этика?

И начнем с самой этики. Надо же познакомиться с ней поближе! А то спросишь что-нибудь не то, она и обидится. Этика, говорят, очень обидчива, даже чересчур. Почему? Да как раз потому, что этика - это "наука" (а точнее - несомненно лучшая часть философии), о том, как надо себя вести. Звучит прекрасно, не так ли? Это именно то, что нам надо. Мы можем знать о мире, или не знать о мире, или вообще забыть обо всем этом, но вот вести себя - это надо каждому. Ибо пока мы есть такие, какие мы есть - мы себя будем вести. И каждому из нас надо знать как это делать! Зачем знать?! Ну вы спросили! Затем, что иначе мы не будем собой, а это значит - нас не будет, а это точно не то, то нам надо.

Как себя вести?

Итак, как надо себя вести, этика? Вести себя надо правильно. Как правильно? Хорошо. А что такое хорошо? Это когда ведут себя правильно. Что-то этика нас сегодня не радует. Начнем с другого конца. Что будет, если мы будем себя вести плохо? Нас, а точнее вас, могут наказать. Кто? Другие люди. Почему? Потому что плохо - это когда другим не нравится, а когда не нравится, могут наказать. Значит "правильно" - это когда всем нравится? Когда всем хорошо? Да! Надо искать такое поведение, которое подходит всем. А что подходит всем? А это как раз то, что делает мир лучше. Потому что чем лучше мир, тем там всем лучше и наоборот - чем лучше в мире всем, тем лучше мир.

Как сделать мир лучше?

Менять мир в лучшую сторону - хорошая цель, она наверняка всем нравится и каждый хочет ее преследовать. Но судя по тому, что мир этот не так уж хорош, а особенно по нашим вопросам, люди не только не сделали мир лучше, но и даже не знают как это сделать! Как же надо себя вести? Откуда мы вообще можем знать, что наши действия несут что-то хорошее? Мы чувствуем это. Разве плохо, когда мы можем сытно обедать, смотреть любимую телепередачу, ежеминутно общаться с друзьями? Значит мир на самом деле хороший? Но тогда откуда в нем столько плохого? Может, все эти "улучшения" - иллюзии? Не иллюзии. Просто чувствуем мы то, что хорошо нам лично, а по настоящему хорошее - оно для всех сразу. И когда мы пытаемся найти хорошее, часто оказывается, что хорошее для одного вполне может оказаться плохим для другого.

Для кого "хорошо"?

Но бывает ли хорошее общим для всех? Не только бывает, оно именно такое и есть. Все другое, что нам лично кажется "хорошо", обычно оказывается совсем не хорошо. Ведь меняя мир, мы меняем его не для себя. Что толку менять его для себя, если каждый из нас рано или поздно умрет? Мы умрем, а измененный мир останется. Да и как можно менять мир для себя, если делать это будет каждый одновременно со всеми? Ничего хорошего просто не получится. Получится прямо наоборот, ведь хорошее для одного наверняка означает плохое для всех остальных, а этих "остальных" гораздо больше! Только если мы сумеем найти хорошее сразу для всех, это и будет "хорошо", а наше поведение будет несомненно правильным.

Как найти для "всех"?

Но существует ли это "все"? Ведь мы даже не знаем всех, мы все сами по себе! Нет. Все мы - часть чего-то общего. То, что нам кажется нашим "я" - на самом деле маленькая копия этого "общего", которая хочет сделать мир лучше. И поскольку задача эта трудная, все наши "я" постоянно общаются друг с другом. "Я" просто не может существовать отдельно - оно существует только вместе, только пока общается с другими. Если наши тела чувствуют, живут и умирают сами по себе, то наш разум живет только одновременно со всеми другими разумами. Мы все - один большой разум! Вот поэтому, например, я тут пишу, а вы читаете, хотя мы и не знаем друг друга - нам надо уточнить, правильно ли мы думаем. Нам надо создать такое "я", которому будет не стыдно жить среди всех остальных, которое будет вести себя правильно.

Где искать ответ?

Так что же мы тут делаем, пытаем этику или читаем чужие мысли? И то, и другое. Этика - это и есть чужие мысли, накопленные за долгие годы всеми, кто хотел и мог мыслить. Выходит, этика знает что такое хорошо и где его взять? Нет! Это - та загадка, которую этика нам не скажет! Почему? Потому что тогда у нас не будет смысла менять мир! Ведь если бы мы знали что и как надо делать, мы потеряли бы возможность решать это самим! Делать мир лучше можно только по нашей собственной воле, примерно так, как мы сейчас беседуем с этикой - ведь нас никто не заставляет это делать? А если заставляет, то в этом не будет никакого прока, не так ли? Только будучи свободными мы можем находить хорошее.

Зачем нам свобода?

Но может быть свобода - это совсем не так хорошо? Разве не лучше было бы, если бы мы были хорошие от рождения и делали хорошее сами по себе, без всех этих вопросов? Нет, потому что тогда все хорошее сразу бы исчезло! Ведь какая разница что будет потом, если все, что будет потом - всегда хорошее? Без плохого нет хорошего, а наличие плохого и хорошего означают, что мы должны выбирать. Это наш выбор делает нечто хорошим или плохим, и без выбора исчезает и плохое, и хорошее. Получается, что наша свобода - это и хорошо, потому что без нее нет хорошего, но и плохо - потому что мы не знаем что есть хорошо, и можем легко спутать его с плохим.

Что глупее?

Выходит, мы можем чувствовать хорошее, но не можем его знать? Значит наш ум глупее наших чувств? Не глупее. Просто чувствуем мы то, что хорошо нам лично, а думаем мы за всех сразу. И в результате, наши чувства оказываются глупее нашего разума, потому что чувствовать за всех мы никак не можем, а думать - по крайней мере можем пытаться. Но как же узнать, в чем заключается хорошее, если этика нам не говорит, а наши чувства нас обманывают? Как мы делали до сих пор - думали! Думать - это и есть использовать нашу свободу. Но как думать?! Никто не знает. Как можем, так и думаем, главное - думать, это и есть единственный способ, который мы знаем. Получается, мы не знаем, что такое хорошо, но мы знаем, как к нему надо двигаться? Да! Что бы выяснить, что хорошо, а что плохо, есть очень простой метод. Надо спросить у всех остальных - ведь думаем мы все вместе! Примерно, как мы это делаем прямо сейчас.

Спрашивать или делать?

А о чем спрашивать? Чтобы было о чем спрашивать, надо сначала что-то сделать. И сделать для других. Ведь если каждый будет делать что-то для других, а не для себя, гораздо больше шансов, что получится что-то хорошее. Собственно, иначе и спрашивать будет не о чем. Да и наш диалог, изложенный вот тут перед вами - это благо для каждого читающего, а потому ведет нас к благу общему! Мы улучшаем мир, когда создаем то, что останется после нас. Наши чувства, которые ощущают хорошее, лишь следуют за разумом. Мы радуемся, когда разум смог найти что-то новое и хорошее, когда лучше стало нам лично. Но радоваться рано. Только если мы все убедимся, что лучше стало каждому - разум не ошибся, он действительно нашел наше общее благо.

Как отличить "общее" благо?

Но как убедиться? А если человек обманет? Если он только на словах хочет общего блага, а на деле - только себе? Всякое бывает в мире. Все хотят быть хорошими, но не все хотят быть хорошими для всех, а некоторые даже хотят, чтобы лучше стало только им. Может потому, что они не знакомы с этикой, или потому, что с рождения обиделись на весь мир. Так себя ведут неразумные люди, они живут как животные. Разумные люди не станут обманывать, ведь гораздо важнее быть самим собой - человеком! - и изменить мир на самом деле. Животные умирают без следа, ничего не меняется после них. Но разве человек животное? Поэтому человек не обманывает, он честен, открыт и доверяет таким же честным людям. Общаясь с другими он находит насколько реально "общее" благо. Да и как можно общаться, если обманывать? Как разум может обманывать сам себя? Ведь больше всего на свете он хочет найти то, отчего лучше всем. И чем больше таких - тем лучше у него получилось!

Как же делать хорошее?

Как же мы делаем хорошее? Мы его творим сами не зная как. Примерно как и думаем. Ни один изобретатель, ученый или музыкант не сможет ответить - как он создал, открыл и придумал то, что у него вышло. Хорошее - то, что невозможно предугадать, предугадать можно только плохое. Разве можно было предугадать телевизор? Интернет? Мир во всем мире? Ничего этого не было известно тысячи лет назад. Никто тогда и предположить не мог, что такое возможно. Но все это хорошее осталось в мире и стало благом для всех. Но конечно, чем более общим является благо - тем оно "лучше". Что толку, что мы смотрим телевизор, а там - сплошная ложь? Значит телевизор - это еще не очень хорошее благо. А вот мир во всем мире - гораздо лучше. Тем более, что его так пока и нет, и пока не предвидится.

Откуда взялось хорошее?

Но если это люди придумывают хорошее, как мир жил до нас? И откуда взялись мы, такие хорошие? И сама этика что, появилась вместе с нами? Вот тут-то мы подходим к тому, с чего начали. Как устроен этот мир? Почему возникла этика и что за ней скрывается? Этика толкает нас, а что толкает саму этику? Но прежде чем перейти к этим вопросам, ответим на заданный. Конечно хорошее было до нас! Ведь и мы сами - это то хорошее, что когда-то возникло в мире! Очень может быть, что и сам мир тоже возник из небытия как хорошее. Даже если никого тогда еще не было, чтобы оценить это - не страшно. Мы можем оценить это сейчас! И раз воникнув, мир теперь, с нашей помощью, создает и создает хорошее, развиваясь по направлению к своей загадочной цели, которую невозможно предугадать. Но которая вся состоит и будет состоять из хорошего.



Взрослеть!


© Детофил