Скукота и философия

Философия

и Скука

Считается (разумеется философами), что философия - это наука, отвечающая на самые жгучие (разумеется философов) вопросы бытия. Чем более занудно, запутанно, непонятно и детально изложен ответ - тем он более убедителен и научен. Чем больше в ответе ссылок на труды других философов, цитат из других философов и размышлений о других философах - тем ответ авторитетней и солидней. Чем толще книга, длиннее цитата, дольше размышление и извилистей предложение - тем неотразимее аргументы. Чем аналитичней, формальней и логичней - тем академичней.

Что не так с этими философами? Все. Во-1-х, философия ни на что не отвечает. Философия не дает твердых знаний. "Ответы" философии не могут быть опровергнуты или подтверждены, потому что "жгучие вопросы бытия" не имеют окончательных ответов - в этом прелесть окружающей нас реальности. Все, что дает философия - промежуточные ориентиры, помогающие (или мешающие) нам жить. И ориентиры эти основываются не на логике, а на этике - нравственности самих философов, их честной, активной жизненной позиции как лучших (предположим на минутку) представителей человечества.

Отсюда следует, во-2-х, что философия - не наука, а скорее искусство. Что неуклюжие попытки быть заумными приводят к прямо противоположному результату - никто эти "ответы" в здравом уме не читает и читать не будет. Круговые ссылки друг на друга или бесконечные перетолковывания сказанных вскользь тысячи лет назад слов ничего не дают современному человеку. Более того, все это надувание щек выглядит смешно и жалко. Все эти пропыленные "гении" философии не только ничего не открыли и не могли открыть - они скорее закрыли проблему, замазали ее и размазали. Это, конечно, если считать, что в философии вообще есть "проблемы".

В-3-х, чтобы быть убедительным, ответ философа должен быть ясным и кратким. А еще лучше красивым. Формальность, аналитика и прочая науко-озабоченность бессильны против парадоксов мироздания. Даже попытки точно сформулировать определения терминов обречены на провал. Найти компромисс между ясностью и точностью может только истинный философ. И компромисс этот должен быть такой, чтоб его хотелось прочесть, чтоб он прояснил вопрос и облегчил ответ. А потому чтобы понять философский текст, надо обладать не временем, чугунной головой и невероятный усидчивостью, а простым вкусом. А уже чтобы обладать вкусом, надо сперва обладать мозгами. Вкус приходит с опытом, а мозги - с умением видеть глубоко и далеко, схватывать суть и угадывать истину. Или не приходят.

В-4-х, поскольку вкус и скукота - вещи прямо противоположные, можно смело сказать, что ковыряние в и нагромождение новых бессмысленных текстов - признак бездарности, бедности ума и постыдной закомплексованности. Не надо стыдится неумения разобраться в запутанных словопостроениях, в бесконечной неясности терминов, в многослойных толкованиях толкований. Смело признайтесь себе - вас просто пытаются надуть, выдав пустышку за мудрость. За тысячи лет философия так и не сказала в чем Смысл и что такое Добро. Так стоит ли напрягаться?

В-5-х, ибо что такое "философия" говоря на чистоту? Мыследеятельность, нечто не только доступное каждому разумному человеку, но и прямая обязанность оного. Словосочетание "профессиональный философ", а на нормальном языке "профессиональный мыслитель" - оксиморон. Профессия "мыслить" - либо глупость, либо мухлеж. И этот очевидный вывод подтверждается не только историей философии, но и нынешним ее состоянием. Неспособные дать свои вечные ответы, профессиональные думальщики сочиняют бесчисленные идеологии, призванные оправдать несправедливое устройство общества и увековечить собственное хлебное положение в системе массового оболванивания простаков.

В-6-х, подтверждением того, что философы дурят почтенную публику, является самый факт их птичьего языка. К языку у философов особый интерес - вместо того, чтобы сделать его понятным, они делаю его недоступным для непосвященных. Став рабами собственной профессии, собственных требований оригинальности и науко-озабоченности, они вынуждены придумывать строгие и точные термины, выражаться коряво и замысловато. Языковое бессилие выдает их с головой. Язык - их единственный инструмент, но он бесполезен для бесконечной формализации иррационального. Зато полезен для защиты интересов. Если люди не говорят, а чирикают, это не потому что они умны - им есть что скрывать!

В-7-х, узурпировав почетное место "знатоков" и хранителей "мудрости", философы фактически блокируют все попытки разобраться в вопросах бытия. Накопленные монбланы мусора, бесконечные разговоры вокруг да около, пустые перетирания одного и того же задурят любого, кто соберется понять мир. Ответов нет - а значит их и не может быть: вот универсальный ответ! Надо ли удивляться что современная философия стала пустой говорильней, лже-наукой претендующей на истину и при этом уничтожающей остатками былого авторитета всякую альтернативную попытку движения к ней?

Так давайте уж наконец согласимся с тем, что подсказывает здравый смысл. Философия превратилась, благодаря ее поборникам, приспешникам и пособникам, в религию - ни на чем не основанную веру в Священные Тексты, в Высшую Мудрость, в Свет Правды. А сама "академическая", пристроившаяся к государственной кормушке философия - в церковь Не Всех Святых, в орден Знаниеносцев, в секту Окончательной Истины, где Имя значит куда больше чем Идея. Причисление к сонму Великих Мыслителей требует немыслимых усилий и Высокий Входной Комитет зорко блюдет очередность. Вход в секту тоже непрост - "образование" стоит серьезных денег, трудоустройство не гарантировано, а значит попасть туда дано не каждому. И отбор вовсе не сводится к умению думать. Ходы надо знать!

А надо ли? В философии нет ничего, что нормальный неглупый человек не мог бы придумать сам, опираясь на свой жизненный опыт и широко доступные знания (которые, честно признаем - были заслугой нескольких Настоящих, давно умерших Философов). Это в конце концов не квантовая механика. Да и должен - должен жить своим умом! А в свободном обществе, которое вот-вот наступит, каждый еще и должен участвовать в Общем Договоре, а значит - мыслить и формулировать свою позицию, мировозрение, мнение по самым фундаментальным вопросам. Хорошо бы, философия избавилась от своей науко-одержимости и из платья голого короля превратилась наконец в полезную, необходимую вещь, в практическую не на словах, а на деле. Стала, короче, "постфилософией" - искусством, сочетающим противоположное: доступность и истинность. Чтобы философия действительно помогала, а не мешала жить.



Назад к веселому


© OH